Базовые правила

В этой главе мы поговорим о некоторых особенностях техники, необходимых для танцевания танго. Но прежде всего, давайте быстренько дадим основные определения тому, что будем обсуждать.

Танго подразделяется на две группы: сценическое и социальное.

Социальное танго также иногда называют tango milonguero, т.е. танго для милонг, или tango salon, т.е. танго, которое танцуют в салонах. Но и то, и другое обозначает одно и то же.

Сценическое танго в Аргентине называют ещё tango escenario или tango fantasia. Сегодня, с некоторыми изменениями, ему даже обучают в классах, называя это tango nuevo или tango alternativo.

Эти два вида танго отличаются по нескольким параметрам. А поскольку многие преподаватели при обучении смешивают эти два вида между собой, очень важно четко понимать их отличия. Поэтому давайте посмотрим на небольшое видео, которое покажет нам это:

Основные отличия сценического и социального танго очевидны. Начинается видео с Miguel Balbi и его партнерши, и Alberto Dassieu с Elba Biscay. Все они являются milongueros. А потом Gustavo Naveira и его партнерша Giselle демонстрируют сценическое танго. Сразу можно заметить, что они часто машут ногами и партнер двигает левой рукой гораздо чаще, чем это делают milongueros. Gustavo и Giselle также часто разрывают объятия, много размахивают ногами и делают позировки. В отличие от milongueros, они постоянно передвигаются и остаются на расстоянии относительно друг друга. В сценическом танго гораздо больше физической активности, и это танго более показательное, демонстративное, поскольку его предназначение – развлечь публику.

Miguel Balbi танцует tango salon. Он остается в близком объятии, его ноги имеют постоянную связь с полом, а левая рука остается спокойной. Он сохраняет вытянутую постуру, при этом ноги расслаблены. Он выглядит настолько спокойно и расслабленно, что, кажется, легко мог бы потягивать матэ во время танца. Его передвижения предсказуемы, так что он не побеспокоит кого-либо, танцующего рядом. Именно такое танго мы и будем обсуждать в этой главе: танго для танцевания в салонах. Это танго milonguero, социальное танго.

(Двое других milongueros – это Jorge Uzunian с Haide, вышедшие сразу после Alberto и Elba, и в конце брат Haide. Oscar Hector из Glorias Argentinas, с Teresita Brandon).

Разумный замысел против эволюции

Действительно легко заметить различия между сценическим и социальным танго, просто наблюдая, как танцуют люди. Но если покопаться глубже, можно найти и другие различия. Сценическое танго является результатом запланированных действий. В основном оно состоит из фигур и связок, сознательно созданных для развлечения аудитории. В то время как социальное танго – это результат естественного отбора, эволюции. Как живой организм, существующий в этом мире, социальное танго приобрело свои формы и отшлифовалось годами окружающими его условиями. Социальное танго определялось условиями в которых проводились милонги, и мы не можем отбросить их. Социальное танго неотделимо от милонги и бессмысленно без неё.

Maestros Suzuki и Pepito Avellaneda (слева) и шоу танцоры

Peptio y Suzuki

Существует также базовые различия в философии этих двух видов танго. Цель социального танго – выражение музыки «Золотого века» на милонгах. И хотя некоторые из нас любят просто наблюдать, но, всё равно, развлечение людей, сидящих за столиками, это не цель социального танго. Мы, возможно, миллион раз акцентировали внимание на этом моменте, но думаю, что большинство проблем за пределами Buenos Aires как раз и связаны с неспособностью (или нежеланием) действительно понять эти различия. И я практически уверен, что если вы брали уроки у кого-то, кто в действительности не имеет представления, как танцевать танго в клубах (я знаю, что многие утверждают, что знают, но на самом деле большинство из них ничего не знает), тогда, с большой вероятностью, вы обладаете теми знаниями и навыками, которые не применимы на милонгах.

Какой из стилей более элегантный? Я уверен, большинство людей ответит – стиль сценического танго. Что вполне разумно: это как драгоценности или Rolls Royce, которые созданы, чтобы поражать роскошностью и элегантностью. Но есть и другой тип красоты. Например, существует красота и элегантность в решении проблемы, это как красота в хорошем спуске с горы на лыжах  или в очертаниях парусника. Поэтому давайте взглянем на социальное танго с точки зрения красоты решения проблемы, инженерной задачи, поставленной условиями милонги.

Геометрия объятия

Двое людей, танцующих на милонге, встречаются со следующими трудностями. Они должны уметь комфортно двигаться, находясь вблизи с другими танцорами, соблюдая определенную дистанцию, которая постоянно меняется при этом. Более того, они должны использовать две различные части своего тела для выражения музыки. Ноги выражают compás танго за счет шага в cadences музыки, в то время как верхняя часть тела выражает настроение мелодии, обычно путем движения по танцполу, вращения на месте. И наконец, задача партнера – движение под музыку и ведение, а задача партнерши – четкое и эффективное следование (а иногда и помощь в навигации). Это действительно инженерная задача. И лучшее биомеханическое решение заключается в современном танго объятии.

Сегодня на милонгах пары чаще всего используют объятие, располагаясь лицом к лицу, поддерживая контакт в груди и отстраняясь в ногах, оставляя достаточно места для шага:

Танго – как решение инженерной задачи: чтобы понять структуру социального танго, сперва необходимо взглянуть на условия, которые сформировали его. (Maestros Teresa и Fino)

Fino y Teresa

Современное танго-объятие позволяет решить многие проблемы. Такое объятие с контактом в груди позволяет женщине непосредственно чувствовать направление движения верхней части тела партнера, а также ощущать cadence его шага. А поскольку в контакте находится лишь верхняя часть тела, то ноги остаются свободными для выражения cadence музыки.

Каждый танец в социальном танго в действительности состоит из трёх различных танцев. Мужчина своими ногами танцует одну комбинацию cadences, в то время как партнершу он ведет так, чтобы её ноги танцевали другую комбинацию cadences. И помимо этого, он ещё использует верхнюю часть туловища для выражения мелодии. В то время как ноги партнеров танцуют каждый свою cadences, их тела в объятии вместе выражают настроение музыки. Подробнее мы обсудим это далее, сейчас лишь отметим, что это очень сложная задача. Способность мастерски – и одновременно! – станцевать три разных танца в условиях переполненной милонги – это очень трудная задача. Это требует очень четкой техники.

Пространство нижней части «пирамидальной» («А-подобной») постуры дает каждому партнеру возможность независимого, самостоятельного шага как внутри, так и за пределами объятия. А близкий контакт сверху позволяет партнеру как передавать все тонкости своего compás, так и вести партнершу в её независимый compás. Кроме того, он открывает третий канал коммуникации для выражения мелодии. Опытная пара может делать это комфортно и творчески на удивительно малом пространстве милонги.

Конечно, вне зависимости от того, сколько есть сводного пространства, ничто на милонге не остается статичным. Доступное пространство постоянно перемещается и изменяется, поэтому хороший танцор должен двигаться в соответствии с ним. Объятие в «пирамидальной» («А-подобной») постуре создает четкую биомеханическую структуру, которая позволяет телу партнера легко перемещать партнершу вперёд, когда он делает шаг. Оно также позволяет партнерше быстро и легко подстраиваться к любой длине шага, на который ведет партнер, и здесь, как в любой хорошо продуманной системе, все её части надежно спроектированы и взаимозаменяемы. Любой танцор может менять партнеров и музыку без какой-либо потери контакта и способности эффективно двигаться.

Но есть одна оговорка: объятие не работает без правильной постуры! Плохая постура мешает правильной коммуникации между партнерами и ограничивает пару в плавном перемещении по танцполу. И это заразно. Плохая постура хотя бы одного из партнеров неудобна для обоих. Поэтому давайте перейдем на следующую страницу и поговорим о постуре.

[Примечание о терминологии: здесь мы используем понятие «пирамидального» («А-подобного») объятия, но иногда говорят ещё apilado. Это хорошее описательное понятие, т.к. в данном случае оно означает «складывать одно на другое» – так, как вы могли бы сложить стулья в кафе друг на друга. Проблема в том, что часто это слово употребляют не в том контексте. Так же, как произошло с понятием tango milonguero, некоторые люди начинают считать, что apilado означает особый стиль танго. Но это не так. Существует лишь два стиля танго: социальное и сценическое. Отдельных видов танго, таких как apilado или milonguero, существует не более, чем различных стилей ocho или giro. Apilado – это всего лишь один из технических элементов танго, танцуемого на милонгах, и большинство танцоров используют его в той или иной степени. В сценическом танго, где наличие свободного пространства и продуманная хореография не требует мобильности и спонтанной коммуникации, партнеры могут опираться друг на друга даже в преувеличенной манере, но это действительно обусловлено самим стилем. Тогда как на милонге такая постура идеальна для решения биомеханической проблемы.]