Грязный танец

Небрежность в технике танго может проявляться в двух вариантах: постоянная и временная. Постоянная означает, что небрежность присуща всему: как вы двигаетесь, как ведете и как выражаете музыку. Временная означает, что лишь в каком-то моменте забыта правильная техника. Причиной этого может быть попытка слишком быстро танцевать, или делать какие-то чересчур неестественные движения, или неумение двигаться на переполненном танцполе.

Мы уже обсуждали в этой главе проблемы, связанные с руками и верхней частью корпуса, поэтому ограничимся здесь проблемами, возникающими ниже талии. Вот небольшой перечень:

  1. Крадущийся шаг – ходить на согнутых ногах;
  2. Шаркающий шаг – не поднимать ноги и ставить стопу на пол нечетко;
  3. Утиный шаг – не собирать ноги вместе;
  4. Подпрыгивающий шаг – сгибать и разгибать ногу не в тот момент;
  5. Затянутый шаг – шагать так, что вес тела остается на задней ноге;
  6. Асимметричный шаг – шагать по-разному с каждой ноги.

Очень сложно выработать правильную и чистую технику танго, а отказаться от вредных привычек ещё сложнее. И я знаю это на собственном опыте, когда в начале занятий набрался таких привычек, заучивая последовательности шагов на уроках. Хотя в конечном итоге я отбросил всё лишнее и вернулся к тому способу обучения, который является действенным для меня. И решением было натаскивание или вдалбливание определенных навыков.

Муштра

Знаю... «муштра» не очень хорошо звучит. Больше напоминает строевую подготовку. Но если вы серьезно настроены по отношению к танго, то определенная муштра будет очень полезна. Кроме того, у меня есть ещё одна возможность поговорить о спорте. Вот очередная история о горных лыжах:

На западе США есть горы, на которых снег лежит круглый год, и лыжники приезжают туда летом отрабатывать технику. Существует множество различных тренировочных лагерей, и многие из них похожи на фестивали танго, на которые завлекают учеников известными именами и эффектными элементами. Так и в этих лагерях: объявляют о каком-то семинаре, приглашают именитых лыжников и обучают новомодным тенденциям спуска. Дети обожают это, поскольку предоставляется великолепный шанс подражать своему герою и научиться одному из трюков, увиденному на Кубке мира. Многие из них под конец курса начинают ездить быстрее, но проблема всё-таки в том, что на этих курсах не уделяется внимание техническим нюансам и не исправляются мелкие ошибки, которые и ограничивают реальный рост профессионализма лыжника. А многие вредные привычки уходят ещё глубже, обрастая новыми.

Мой друг Olle также организует летние спортивные лагеря для лыжников, но у него кардинально другой подход. Его ученики не гоняют на скорость. А наоборот, сосредоточены на оттачивании определенных навыков в упражнениях. Они изучают видео самых быстрых лыжников в мире, разбивают их технику на мельчайшие детали, а потом уже отрабатывают эти нюансы на различных упражнениях. Идея заключается в том, чтобы вычленить один или пару базовых элементов, а затем оттачивать их до бесконечности. А когда вы отточили их и чувствуете себя уверенно, можно переходить к следующим элементам. Постепенно вы научитесь комбинировать различные элементы и привыкнете выполнять всё правильно.

Некоторое упражнения могут показаться глупыми, поскольку в них в преувеличенной форме рассказывается о положении и движении тела. И люди даже сперва подсмеиваются над ними. Но со временем они понимают эффективность этих упражнений и привыкают делать их регулярно, причем на любом уровне профессионализма. Молодые спортсмены используют эти упражнения для обучения, а лучшие лыжники Кубка мира регулярно возвращаются к ним, когда понимают, что появляются ошибки в технике во время сезона.

Конечно, горные лыжи и танго – это совершенно разные вещи. И высокомотивированные полупрофессиональные спортсмены отличаются от танцоров социального танго. Поэтому я не до конца уверен, что работа с упражнениями будет так же эффективна для социального танго, как и для лыжного спорта. Но, в любом случае, давайте попробуем.

Есть несколько основных моментов при работе над упражнениями. Прежде всего, вы должны обнаружить проблемные места в биомеханике движения (например, как в пункте 6 выше). Потом необходимо выделить один или два элемента для отработки этой проблемы и выполнять их в преувеличенной форме, чтобы избавиться от первоначальной проблемы. Отработка упражнений должна быть настолько мощной и упорной, чтобы в стрессовых условиях милонги это показалось элементарной вещью. Вот пример для отработки шага в сторону.

Сперва определяем проблемные места. Вот парочка с предыдущих страниц:

Подпрыгивающий и затянутый шаг – ошибки из пунктов 4 и 5 нашего списка.

На видео демонстрируются две проблемы: 1) некорректное сгибание и разгибание ноги (4 пункт) и 2) затянутый шаг с неправильным переносом веса (5 пункт).

Вот ещё примеры:

Классический пример грязной техники.

Возможно вам придется несколько раз просмотреть видео, чтобы увидеть проблемы, т.к. я не сильно выпячиваю их. Во-первых, делая шаг, я слегка сгибаю колени (1 пункт). Помимо этого, если обратите внимание на свободную ногу, то заметите, что я не поднимаю её, а продолжаю волочить по полу (2 пункт). И, наконец, заметьте, что я подволакиваю лишь свободную ногу, а опорную отрываю от пола правильно, другими словами, мой шаг несимметричен (6 пункт).

Это классический пример грязной техники. Кажется, что нет никаких грубых ошибок, но в результате получается танец с нечеткой техникой и каким-то нетанговским передвижением (могло быть ещё хуже, если добавить ошибку из 3 пункта, когда не собираются ноги в конце шага). Эти ошибки могут возникать, в принципе, если вы небрежно танцуете в целом, но могут быть и из-за желания вставить какую-нибудь сложную связку, или из-за неумелых попыток ускориться. И в подобных случаях уже ни о какой правильной технике не может быть речи: вместо того, чтобы аккуратно собирать ноги после каждого шага и четко приходить на прямую ногу, получается подволакивающий шаг на согнутых коленях.

Теперь давайте поработаем над выпрямлением коленок, подачей корпуса для инициализации импульса шага, сбором ног и правильным переносом веса на прямую ногу:

Это всего лишь упражнение.

Сконцентрируйтесь и попытайтесь тщательно повторить. Выпрямитесь и поймайте равновесие, и только потом начинайте слегка наклонять корпус. Ничего не делайте, замрите, а потом быстро выпрямите свободную ногу. Если вы запомните эти ощущения, то вы всегда сможете понять, когда делаете что-то неверно. И как только вы начнете подпрыгивать, неправильно переносить вес, подволакивать ногу и приходить на согнутое колено, то ваша мышечная память, натренированная на этом упражнении, даст сигнал, что что-то пошло не так.

Помимо всего прочего, это упражнение полезно для тренировки баланса и синхронизации во времени. Вы должны четко рассчитать так, чтобы нога касалась пола именно в тот момент, когда нога прямая с защелкнутой коленкой, и через доли секунды вы вырастаете и приходите в новую ось. Потом замираете на секунду и повторяете тоже самое в другую сторону. Это сложно и требует сноровки и правильной длины шага достаточной для подъема ноги и прихода в баланс, а потом то же самое нужно делать и в другую сторону (вы можете постепенно усложнять себе задание, стараясь попадать в ритм и шагать на сильную долю compás. Я пытался записать пример с музыкой, но у меня не получилось сделать это под музыку.)

Вы можете не делать это упражнение, если вам совсем не нравится. Цель – выявить и усердно зазубрить определенные моменты техники посредством повторения определенного упражнения. После многократного повторения упражнения – забудьте о нем, и вернитесь к нему спустя некоторое время.

Быстро и неряшливо

Проблемы с техникой обычно возникают на шаге в сторону в какой-нибудь сложной фигуре, хотя вероятнее всего – при ускорении. В танго, если вы делаете шаг на слабую долю, то это значит, что вы делаете шаг чаще, чем 2 раза в секунду, а в вальсе и того больше – более 3 раз в секунду. Вот пример:

Сперва, когда я делаю шаги справа налево, я делаю ускорение и шагаю на согнутое колено. Затем, возвращаясь, я при ускорении начинаю подволакивать ногу.

На видео выше я прошелся двумя различными способами. Двигаясь справа налево, я ускорялся и приходил на согнутое колено. Затем, возвращаясь, я делал ускорение, но при этом подволакивал ногу.

В первом случае заметно, что я прихожу на согнутую ногу, когда делаю быстрые шаги. А во втором – делаю шаг, подволакивая ногу, как мы уже обсуждали ранее. Очень мягко по полу ступаю в шаг, свободная нога при этом немного тянется за опорной. Шаг в итоге выглядит вяло, мы будто прихрамываем. В итоге сперва мы крадемся, а потом прихрамываем – всё это относится к пункту 6 нашего списка проблем (асимметричный шаг).

Обе проблемы появились из-за ускорения шага. Поскольку мы пытаемся увеличить скорость, то естественным порывом будет понижение центра, чтобы быть ближе к полу, а это приводит к сгибанию коленок и подволакиванию свободной ноги. Хотя опускание центра и постоянный контакт с полом – это залог успеха при ускорении. Именно это является правильной техникой в любом спорте. Есть даже определенные упражнения на тренировку этого в футболе и баскетболе.

Чтобы избавиться от ошибок в технике при ускорении, сперва необходимо отработать всё в замедленном режиме. В упражнении ниже мы попытаемся отработать правильный шаг с четкой сменой веса, при этом обратим внимание, что нога остается прямой, когда она встает на пол. Затем уже попытаемся всё это повторить в быстром шаге, при этом будем так же собирать свободную ногу и шагать четко на прямую ногу с защелкнутой коленкой:

В этом упражнении мы сбавили скорость и следим, чтобы свободная нога отрывалась от пола. Очень важно делать четкий шаг, защелкивая коленку, когда нога касается пола, даже при быстром шаге.

Важно выполнять это упражнение очень медленно и внимательно, шагая с каждой ноги. Именно в этом секрет. Попытайтесь проследить: как только нога касается пола, обе коленки защелкиваются. Можете вместо того, чтобы отсчитывать ритм «сильная…слабая…сильная» или «раз…два…три», сделать следующее: просто начните шагать, приговаривая «защёлкни…защёлкни…защёлкни», тем самым напоминая себе защёлкивать коленки на каждый шаг в этой corridita. Делайте это медленно и не забывайте до и после каждого шага поднимать колено, чтобы потом четко встать на пол. Затем постепенно увеличивайте скорость до тех пор, пока не будете попадать в compás. Конечно маловероятно, что у вас сразу пропадут все ошибки, но со временем и практикой техника станет чище.