Ещё раз о технике шага
Отличные новости: Министерство Дурацкой Походки в Лондоне только что одобрило выдачу гранта по нашей заявке! Деньги уже в пути, и мы можем продолжить наше исследование техники шага, и поэтому – вперёд!
Начнем c краткого обзора: задача танцора социального танго – двигаться с музыкой, что обычно означает выражение compás (cadence) ногами, а всего остального – верхней частью корпуса. Мы уже рассматривали на 20-ой странице примеры того, как хорошие танцоры выражают ногами compás, а на предыдущей странице узнали, как обыграть весь оркестр верхней частью корпуса, лишь перемещаясь в горизонтали и поворачиваясь. А теперь, наконец, давайте взглянем на последний способ выражения музыки – вертикальное движение вверх или вниз.
Мы уже знаем, что приход на прямую ногу создает естественный эффект подъема и падения. И если вы понажимаете стрелочку на видео ниже, то увидите этот эффект:
Довольно сложно в реальной жизни этот момент увидеть, но я попытался выделить пример того, как Milonguero X выходит из паузы, делая первый шаг. Вот оно, первое движение, в замедленном показе:
А вот – в обычном воспроизведении и с музыкой:
Вы можете разглядеть, как он подается вперёд в шаг. Его верхняя часть тела идет первой, перемещая партнершу, а потом уже ноги догоняют корпус. Версия Troilo La Maleva в данном случае не настолько staccato или picado (с использованием резких, отрывистых звуков), как версия Biaggi, но в то же время это и не мягкое инструментальное танго. Нечто среднее, своего рода с перетекающей энергией, и идеально гармонирует с плавной подачей корпуса вперёд X при шаге. Но существуют ещё и другие способы делать шаг.
Продвинутый уровень: техника шага II
А что произойдет, если при сборе ног слегка расслабить опорную ногу, согнуть её в коленке и сделать шаг? Сгибание ноги приведет к понижению нашего уровня, а значит, нога вытянется дальше в шаге, и в итоге шаг будет длиннее. А поскольку мы шагаем дальше, ноги расходятся шире, а значит, мы понижаемся в уровне ниже, а при сборе ног вырастаем больше, чем раньше. В результате имеем более длинный шаг с более сильным падением вниз, когда делаем шаг, и с большим вырастанием вверх, когда собираем ноги.
Вот путь, который проходит наша грудная клетка, когда мы не сгибаем колени:
А вот как изменяется кривая, когда мы смягчаем колени. В результате имеем длинный шаг с большим погружением вниз:
Ниже представлена серия фотографий, демонстрирующих окончание шага. Мы начинаем с прямой ноги, а потом смягчаем колени, и получается, что в итоге мы сильнее «насаживаемся» на опорную ногу:
На последних двух кадрах видно, что, хотя мы и сгибаем в колене опорную ногу, всё равно приходим мы на прямую, и начинаем шаг с прямой ноги. И этот момент очень важен, поскольку мы отмечаем сильную долю compás не только тем, что ставим ногу на пол, но и тем, что приходим в ось, вырастая. Оба момента – и падение и вырастание – важны для выражения compás. А сгибание ноги на начало шага приводит к тому, что нога ступает плашмя, размывая естественный ритм шага.
Всё это может показаться глупым и уходящим в технические дебри, но с этим стоит разобраться, потому что, если этим овладеть, то в итоге получится тот шикарный танговский шаг:
Должен ли ты это знать?
Возможно. Если вы умеете правильно смягчать колено опорной ноги, то вы будете обладать ещё одним инструментом для музыкального выражения. Это позволит вам выделить какую-то часть музыки путем большего приседания и вырастания, а также путём увеличения длины шага. Но существует множество подводных камней. Обычно при естественной ходьбе многие люди сгибают ноги в коленях, но если в танго делать это бесконтрольно, то получится неряшливый шаг, который будет выбиваться из музыки. Танго – это лишь движение в ответ на услышанную музыку. И нет ничего хуже, чем смотреть на людей, которые лишь выискивают место, чтобы сделать следующую фигуру или связку.
На следующей странице мы опять поговорим о технике шага.