Ведение от центра

На переполненных милонгах успех в танго придет со сменой сознания. Если вы пытаетесь построить свой танец на сериях шагов, заученных связок и фигур, то у вас ничего не выйдет. Вместо того, чтобы концентрироваться на выполнении связок и элементов, я, наоборот, пытаюсь сосредоточиться на определенной точке в центре своей груди. Хорошие milongueros и milongueras оставляют свои руки и корпус неподвижными, а следят лишь за центром своего объятия. Но что же конкретно они делают с этим?

Целью является заставить свой центр плавно следовать музыке на протяжении всего времени. Голова, плечи, руки, корпус – всё остается неподвижным, в то же время руки, ноги, мышцы, связки, и даже туфли за 200 $ представляют собой лишь поддерживающую систему. Если всё сделать правильно, то получим красивое, естественное, трехмерное выражение музыки. Нашей целью является физическое воспроизведение звука и cadence.

На переполненной милонге танец может начинаться с небольших движений. Вытянетесь, встаньте в правильной постуре и в балансе, слегка подайтесь вперёд, а затем расслабьтесь, позвольте музыке влиться в вас, подумайте о вашем центре, а затем уже пытайтесь уловить cadence. Если вы не можете сделать сразу большой шаг, просто представьте дирижерскую палочку, которая следует музыке, совершая маленькие движения, и позвольте партнерше почувствовать то же самое. Если вы знаете музыку, то можно делать удивительно выразительные вещи лишь немного поворачиваясь, раскачиваясь или меняя вес (мы уже разбирали упражнение на странице 9, когда смещали свой центр, балансируя на одной точке. Можете вернуться к этому упражнению в качестве практики танца в небольшом пространстве. Поставьте свою любимую музыку и проверьте, насколько интересно вы можете выразить музыку только смещая свой вес или разворачивая корпус).

Танцуем центром

Ранее мы уже рассматривали, как с помощью правильного шага можно просто и естественно выразить сильную – слабую доли ритма dos por cuatro. Грудь и верхняя часть корпуса направляются вниз на сильную долю и вырастают на слабую, будто на американских горках едем то вверх, то вниз:

Главное – это привыкнуть ощущать танго именно грудью, поэтому давайте проследим за рукой, рисующей график движения. Я никогда не пробовал быть дирижером оркестра, но, думаю, именно это происходит с дирижерской палочкой, это и поможет объяснить мою идею. Вот пример, как эта воображаемая точка центра груди движется в пространстве во время обычного шага:

При правильной технике шага верхняя часть корпуса «вырастает» на слабую и, соответственно, «падает» на сильную доли compás. Это и есть основа для музыкального выражения в танго.

Конечно, «вырастание» и «падение» корпуса здесь немного преувеличены, но это поможет лучше ухватить идею. Мы ускоряем движение маркера, рисуя волну вниз на сильную долю, а затем замедляем, когда волна уходит вверх на слабую долю. Маркер следует за сильной и слабой долями compás. Этот график показывает, как в обычном шаге движется наш корпус под музыку (при этом опорная нога остается всегда прямой). Напоминает американские горки со спусками и подъемами.

Но движение с одинаковой амплитудой подъема и спуска может показаться довольно скучным, поэтому давайте посмотрим, как это можно скорректировать. Один из способов является делать более длинный шаг. Длинный шаг, в отличие от короткого, провоцирует делать более сильное приседание в пол. Причем вне зависимости от длины, шаг делается в один и тот же промежуток времени на один бит, поэтому его нужно сделать быстрее, чтобы пройти большее расстояние на сильную долю. Именно потому, что шагаем дальше, мы и присаживаемся больше. Поэтому ускорение (замедление) проходит по более глубокой (высокой) волне, и соответственно, с большей скоростью (может быть, и не стоит повторять, но всё же – помните: никогда не делайте это хаотично. Используйте только для акцентирования музыки). Попытаюсь показать это на графике:

Одна из самых мощных и прекрасных вещей в танго: длинный шаг, сделанный в нужный момент.

Это немного приблизительный график, но всё же дает определённое  представление. Есть миллионы вариаций даже для самого базового движения в танго. Например, добавление пары длинных шагов в череде обычных или длинный шаг после паузы – всё это прекрасные способы для расстановки акцентов в музыке (если хотите, можете вернуться назад на 12 страницу 5 главы и посмотреть, как это применимо в реальном танце. Там представлено великолепное видео Pocho и Alej).

Ещё одним способом изменить волну шага – шагать на слабые доли. Давайте посмотрим, как изменится график, если мы будем делать каждый шаг на слабую долю:

График с ускорением.

На видео выше представлен график движения верхней части тела, когда мы добавляем шаг на слабую долю. Быстрый шаг на слабую долю отражается небольшим провалом на большой волне между двумя глубокими волнами на сильные доли. Это как музыкальная яма на дороге.

⚹⚹⚹⚹

Таким образом, в этой главе мы разобрали некоторые простые способы танцевания танго. Всё, что мы делали – это шагали на доли в различных комбинациях, изменяя при этом немного ещё и длину шага. На уроках обычно про эти моменты забывают и быстро переходят к разучиванию фигур, включающих движение рук, ног, корпуса и тела целиком. Поэтому возникает резонный вопрос: почему мы должны сконцентрироваться лишь на одной точке нашего центра для выражения музыки, когда есть ещё столько доступных частей тела? Разве изучение огромного разнообразия различных движений не предоставляет больше вариантов для выражения музыки?

Честно говоря, я так не думаю. Утверждать, что фигуры и связки, изучаемые на уроках, более выразительны, чем танго на милонгах – это то же самое, что говорить, что орган выразительнее скрипки. Орган может иметь множество кнопочек и клавиш, но хороший музыкант может показать гораздо больше на четырех струнах скрипки. Далее мы поговорим ещё о некоторых базовых вещах в танго, но сперва давайте посмотрим, как простое закручивание нашей дорожки шагов в ограниченном пространстве можно применить для выражения танго вальса, создавая его трехмерное представление: