Истоки танго
Существуют ли определенные «стили» танго, характерные для различных районов
Buenos Aires? Один наш знакомый, старый milonguero, дал
простой ответ на этот вопрос. Он сказал: «В городе было несколько великих
танцоров, которыми все восхищались и которым подражали» (он имел в виду всем
известных покровителей в танго – patrons). Но также он добавил: «Практиковаться
можно
было повсеместно, поэтому когда кто-нибудь открывал что-то новое, люди
начинали это отрабатывать, и оно быстро распространялось». Так что моё
мнение на этот счет таково: всегда существовали великие танцоры со своим
собственным «стилем», но другие моментально его подхватывали, и стили эти
никогда не оставались в изоляции в каком-то определенном районе на
длительное время. Люди все время экспериментируют, и на милонгах постоянно
возникают какие-то новые открытия. Иногда хорошие, иногда не очень. Бывает,
кто-то откроет действительно стоящую вещь, которая «цепляет», влияет на
многих и остается в истории, в то время как другие стили никогда не
копируются и, вероятно, просто исчезают.
Так
кто же оказал наибольшее влияние на современное танго? Пожалуй, не так
сложно найти информацию о самых известных танцорах прошлого. В книгах,
журналах, путем быстрого поиска в интернете можно добыть тонны сведений. Но
по большей части все везде повторяется. Это будут имена, даты, места и пара
слов о том, как все они потрясающе танцевали и насколько были известны. Но
как конкретно они танцевали? Что делали на танцполе, что так повлияло на
танго? Поскольку мы сняли огромное количество видеороликов и тщательно их
изучали, я имею представление о большинстве выдающихся современных танцоров.
Но гораздо сложнее заглянуть в прошлое и понять, что и каким образом
повлияло на современных milongueros и их стиль. Позднее мы попытались
собрать все старые записи, какие только смогли достать, объединить их и
посмотреть, что получится. Я пытался изучить их тем же способом, каким
изучил более сотни современных milongueros: оцифровал записи и с помощью
компьютера изучал и сравнивал, что и как они делают.
Работа ещё не окончена, и собранного материала очень и очень мало, но я
сделал всё от меня зависящее и в итоге пришел к кое-каким выводам. На данный
момент есть в той или иной степени 3 стиля танго, пришедших из прошлого,
которые до сих пор можно выявить на милонге. Более того, каждый стиль
представлен одним танцором! Как модель Ford A или Chevy 57-го года повлияли
на автомобильный дизайн последующих поколений, так и эти три легендарных
танцора будут продолжать влиять на танго еще многие десятилетия XXI века. На
следующих страницах я попытаюсь рассказать, что они такого важного сделали,
и почему ими до сих пор восхищаются лучшие современные milongueros.
Первая легенда: Petroleo
Carlos Estevez родился в Almagro и начал танцевать танго в 1920х годах. Его
sobrenombre на милонгах было «Petroleo» – странная кличка, в
переводе она
означает «нефть». Сначала мне сказали, что у него такое прозвище, поскольку
он танцует плавно, будто нефть переливается. Но в своем последнем интервью
незадолго до смерти он сказал, что получил свое прозвище из-за того, что в
молодости много пил. Первая вещь, бросающаяся в глаза – это то, с какой
скоростью Petroleo переставляет ноги. Обычно он танцевал с согнутыми ногами
и сгибался в пояснице. Иногда он даже танцевал на цыпочках. Ниже приведена
серия фотографий, на которых видно, как Petroleo стоит и двигается.
Теперь, взглянув на эти фотографии, вы можете спросить: «И что же здесь
великого? Пожилой человек с ужасной постурой пытается танцевать танго».
Пожалуй, на этих фотографиях Petroleo не в лучшей форме, и как это часто
случается, мне понадобилось некоторое время, чтобы понять, что к чему. Я
стал пересматривать видео, изучать отдельные кадры и заметил, что Petroleo
передвигается с огромной скоростью и уловить, как он ставит ноги, очень
трудно. Та же история вышла и с некоторыми другими танцорами (например, с El
Gallego, который двигается с быстротой молнии). Постепенно я осознал, что
стиль исполнения танго у Petroleo очень быстрый и динамичный. Он танцует с
такой энергией, что иногда встает на цыпочки и даже местами подпрыгивает.
Это такой стиль исполнения танго, при котором приходится жертвовать всем в
пользу максимальной выразительности. Постура и техника шага уходят на второй
план, уступая место музыкальности и движению как таковому. Petroleo не
танцует на камеру. Он будто летает над танцполом, для него музыка – прежде
всего. А потом меня осенило: он же как Tete – мой первый герой танго! Вот
они, Petroleo и Tete, бок о бок:
Petroleo и Tete местами выглядят неуклюже, танцуя на
грани возможностей
Оба энергично устремляются вперед и заряжают весь танцпол
Похожие шаги в сторону
Оба встают на носки
Иногда даже можно увидеть подошвы обоих ботинок, что нехарактерно
для
большинства milongueros!
Но несмотря на все их сходства, я не могу однозначно сказать, что стили
Petroleo и Tete совершенно одинаковы. Tete ускоряется и двигается по
танцполу гораздо более плавно, со множеством giros, в то время как Petroleo
(по крайней мере на этом видео) в основном танцует на одном месте и очень
редко делает giros. В своем танго он отдает предпочтение быстрым небольшим
шагам. Сегодня на милонгах встречаются танцоры, на стиль которых повлиял
именно Petroleo.