Возвратившись в США
На прошлой неделе мы были на танго-фесте в Портленде и как раз покидали танцпол, когда столкнулись со Стивом из
Port Townsend, Washington. Мы его давненько не встречали, и, взглянув на наши счастливые, потные лица он
сказал: «Так вам нравится всё это танго? Думаете им позаниматься?» (Смешной парень). Мы с
Alejandra ощущаем себя сегодня в танго как никогда лучше, и это, должно быть, читается на наших лицах. Мы
достигли того состояния, когда музыка и танец приобретают почти бесконечную глубину. Чем больше я узнаю, тем
лучше понимаю сколь много мне предстоит узнать, и тем более интересным становится танго. В нём нет предела
совершенству, в своём будущем я ожидаю очередные танго-вызовы, и оно представляется мне весьма интересным.
Мне кажется, что на определённом уровне танго превращается в набор из нескольких танцев. Музыка начинает
разделяться на очень различные типы, и становится более понятным как двигаться под разные виды музыки. Сначала вы
можете заметить, что танец под музыку старых маршировальных/прогулочных танго очень отличен от танца, скажем под
D’Arienzo или Calo. Когда вы ощущаете, что различия усиливаются, вам становится понятно, что
какая-то музыка приветствует мягкое перетекающее движение, в то время как другая требует напора и энергии, а
некоторая подразумевает очень чёткую, выверенную, почти роботизированную манеру передвижения. Но музыка
продолжает разделяться и дальше, вы заметите, к примеру, насколько творчество
Di Sarli может отличаться от композиции к композиции. Иногда они нежные и милые, иногда очень резкие и
ритмичные, а бывает что они просто выплёскиваются на вас чистым потоком эмоций. С течением времени эти различия
становятся для вас всё более явными – сначала различия между стилями танго, затем между оркестрами и разными
певцами и, в конце концов, между инструментами и музыкальными фразами, составляющими композицию танго.
В настоящий момент мне больше всего нравится быстрый вальс. Может это и не самая лучшая музыка для слушания, но
в качестве музыки для танца мало что с ней может сравниться. Она определённо самая насыщенная... настоящий
наркотик, крэк танго! В обычном танго одна слабая доля между двумя сильными, в то время как в вальсе две слабые
доли.
Чтобы понять разницу, послушайте этот фрагмент обычного танго
и танго-вальса.
Есть что-то такое в каденциях вальса, что в сочетании с быстрым, струящимся, кружащимся, чуть замирающим и
вновь бурлящим движением просто сводит меня с ума. Но так было не всегда. Tete тоже больше всего любит вальс, и
долгое время я не мог понять почему. Он довольно скуп на слова, но я помню как он пытался высказаться в том роде,
что «Вальс это очень особенная музыка. Если ты свободен, если твоё тело знает вальс, то ты можешь летать. Ты
можешь обрести крылья и полететь.» В то время я думал, что тоже это понимаю. Я знал, что по достижении
определённого уровня ты становишься способен летать на лыжах, велосипеде, виндсёрфере. Ирония состоит в том, что
этот «полёт», эта свобода приходят только после того, как ты провёл много времени прикованным строгой дисциплиной
к упорным тренировкам. Чтобы обрести свободу, ты сперва должен познать скучный труд – обливаться потом на трассе
совершая тренировочные рывки или выполнять бесконечные упражнения на лыжном склоне. Но в конце концов вы
достигнете мастерства. Где-то с полгода назад мы с
Alejandra танцевали танду вальсов и когда закончили, она воскликнула «Вау! Мне кажется будто мы летали!».
Я почувствовал, что ощущаю то же самое, в этот момент мне и вспомнились слова
Tete. Я на самом деле понял о чём он говорил. Теперь, стоит лишь нам заслышать первые такты танды вальсов
– может
Canaro или D’Agostino или Tanturi с этой пульсацией и двумя слабыми тактами в середине – как
мы переглядываемся и тотчас же оказываемся на танцполе. Без всякой паузы, мы просто выходим вместе и вот мы уже
танцуем. Кажется, будто каждый вальс длится не более 10 секунд, а сама танда заканчивается за пол-минуты. Весь
окружающий мир исчезает, и бывают моменты, когда действительно нам кажется, что мы парим в нескольких сантиметрах
над полом.
⚹⚹⚹⚹
Думаю я составил хорошее представление о текущем состоянии танго в США. Последние два года мы в основном
танцевали в
Buenos Aires, но также проводили достаточно времени путешествуя по штатам, мы побывали на многих милонгах
в главных городах обоих побережий. Так что я хотел бы поговорить о тех отличиях танго в
Buenos Aires и США, которые я заметил. Замечу, что возможно кое-кому не понравится то, что я сейчас скажу,
но я думаю все мы могли бы полнее наслаждаться танго, если бы наши милонги стали более аргентинскими. Так что,
беря на себя риск оскорбить чьи-то чувства, я надеюсь, что это сможет хоть немного изменить положение дел.
Самое явное различие, это конечно же то, как аргентинцы знают и чувствуют музыку. Я уже подробно и обстоятельно
рассуждал на эту тему, также как и многие другие люди, так что пока не буду об этом. Но есть ещё кое-какие
моменты что я заметил, и я хотел бы о них поговорить. Я называю их «техника» и «отношение».
Чему у аргентинцев не получается научиться
Разницу в «технике», которая свойственна танцорам двух наших стран нелегко заметить и ещё сложнее её описать – но
я попробую. Под техникой я понимаю то, как физически перемещаются партнёры и партнёрши по танцполу. Более
конкретно то, как партнёр шагает, а именно как он начинает шаг. Для меня это критически важная часть танго. Когда
я смотрю на танцпол в
Buenos Aires, я вижу в основном одинаковый тип движения, когда же я нахожусь в США, я наблюдаю нечто иное.
Если я фокусирую свой взгляд где-то в точке над танцполом в
Buenos Aires и стараюсь собрать воедино своим периферийным зрением всё движение танцующих, то я наблюдаю
энергичные импульсы движения, в основном направленные вперёд, в сильный такт музыки, затем паузу или замедление
посреди такта, когда пятки касаясь проходят друг против друга. Если же я делаю то же самое в США (я пробовал на
милонгах в Денвере и Портленде), то вижу подпрыгивающие движения, без импульса при начале нового шага. Если это
так (конечно вы можете возразить, что я просто объелся бобов и выпил слишком много Баккарди), тогда почему? Этот
пример рассматривает танец на макро-уровне, но чтобы отыскать ответ нам придётся взглянуть на каждого
американского танцора в отдельности. И вот что я вижу. Некоторые начинают свой шаг (из позиции пятки вместе),
стоя достаточно прямо. Начало хорошее, но затем они слегка сгибают колено, чтобы оттолкнуться для шага. Это
плохо-плохо-плохо, поскольку ведёт к подпрыгивающему движению, и шаг приобретает несколько дёрганный вид. У
других танцоров есть следующая особенность. Во-первых, они не выпрямляют колено находясь в позиции пятки вместе.
Это «мягкое колено» придаёт им одинаково выглядящую кошачью походку. Они двигаются вперёд с постоянной скоростью
и держат голову всё время на одном уровне. Это обычный способ ходьбы среди балетных танцоров и танцоров
шоу-танго, но в ритмичном мире милонг это смотрится очень плоско и искусственно. В
Buenos Aires, те кто приходит в мир танго имея за плечами груз классического танцевального образования
полученного в
Teatro Colon с трудом избавляются от него. В Buenos Aires есть один русский парень, раньше
танцевавший в Большом Театре, он уже пару лет занимается танго. У него никак не получается избавиться от своих
прежних танцевальных привычек (равно как и найти контакт с музыкой), и милонгеры избегают танцевать с ним.
Как же начать шаг, не отталкиваясь с уже согнутого колена или не сгибая колено в момент начала шага? Вот ведь
загвоздка! Я практически не встречал танцоров в штатах, которые, по крайней мере на мой взгляд, это понимают. Для
меня идеальный танго-шаг должен дойти до паузы в момент полутакта, а корпус должен быть выпрямленным и тянуться
вверх, далее корпус движется всё убыстряясь вперёд и вниз при начале шага, затем движение начинает замедляться, и
наконец корпус опять возвращается в положение пятка к пятке в момент полутакта. Такой шаг требует очень хорошего
контакта и чувства баланса, чтобы вы могли сваливаться из положения пятка к пятке как подрубленное дерево. Нельзя
«силой» начинать шаг, вы должны падать в него, слегка начинать падать вперёд грудью и передней частью корпуса.
Результатом будет естественное гармоничное движение, подобное движению маятника или тому как вагончик на
американских горках начинает набирать скорость в верхней части петли. И когда это происходит чётко в
compás – это очень музыкально. Именно в этом заключена истинная суть танго. Танцору, освоившему мастерство
такого шага, ни к чему будут «фигуры» и «комбинации». Почему же тогда столь многие танцоры
Buenos Aires демонстрируют хорошую прогулку, а американцы нет? Я затрудняюсь с ответом. Я знаю, трудно
увидеть разницу, а ещё труднее научиться хорошо шагать... но большинство пожилых танцоров
Buenos Aires никогда не брали уроков. Я думаю они просто, танцуя в течение многих лет, постепенно впитали
правильную технику.
Чего аргентинцы не говорят нам из вежливости
Другое отличие милонг Buenos Aires от США, заключается в «отношении». Я проиллюстрирую это несколько
экстремальным (и может даже циничным) примером. Я заметил, что милонги в США всё ещё не избавились от присутствия
групп людей, танцующих «танго-как-акробатику». Недавно мы были на милонге в одном крупном городе восточного
побережья, и по какой-то причине подобный стиль танца явно превалировал на танцполе. Мы сидели за столиком с
парой аргентинцев и наблюдали как танцующие летают мимо нас размахивая ногами, будто они шоу-артисты на
стероидах. Я думаю всё это достигло точки абсурда, когда заиграло очень печальное танго
Canaro. Это было En Esta Tarde Gris (В этот серый вечер), и это не просто печальное танго, оно
пронизано пессимизмом, практически отчаянием (Но оно по-своему прекрасно... ещё одна ирония танго, не так ли?). В
любом случае, большинство пар продолжило танцевать, ни на мгновение не выпадая из ритма музыки. Ну, не совсем
так, им случалось довольно часто не попадать в такт... но они как ни в чём не бывало прыгали вокруг с довольными
физиономиями. Это самодовольство очень сильно контрастировало с выражением лиц аргентинцев. Аргентинцы были
слишком вежливы, чтобы что-то высказать (по крайней мере по-английски), но их чувства легко читались по их лицам
– смесь боли и жалости. Рекомендация: если вы слышите песню, которая начинается со слов
«Que ganas de llorar, en esta tarde gris» (как хочется заплакать в этот серый вечер), пожалуйста не
танцуйте будто вы отбираетесь для участия в
бродвейской постановке мюзикла Оклахома. Иначе присутствующие аргентинцы могут решить что вам требуется помощь
психиатра.
Что же я хочу всем этим сказать, на мой взгляд отношение танго-танцоров в США и в
Buenos Aires заметно отличаются друг от друга. Большинство американских танцоров
– выходцы из высших классов общества, у многих учёные степени и некоторые из них подходят к танцеванию танго, как
к высокому искусству. Они танцуют танго так, будто занимаются чем-то очень стильным, очень особенным и
экзотичным. Может быть это от того, что нам так много пришлось потрудиться в США, чтобы поднять танго до его
нынешнего уровня, и всё это сказывается на нашем танце. Но в глазах аргентинцев мы похожи на кучку подростков,
только что получивших водительские права... очень гордых собой и теперь разъезжающих по округе с довольным
выражением лиц. Аргентинцы, естественно, относятся к танго совершенно по-другому. Пройдитесь по клубам
Buenos Aires и вы увидите множество людей, часто простых работяг или пенсионеров, которые просто
наслаждаются совершенно естественной для них культурой досуга. Вероятно многие из них познакомились с танго ещё
когда были детьми, на кухнях и во дворах своего детства. Они впитали его не прилагая особенных усилий, и хотя
инстинктивно они проявляют глубокое уважение к музыке и культуре милонг и абсолютно всё отдают когда танцуют свой
танец, тем не менее они ведут себя совершенно не напыщенно, как если бы играли в боулинге или танцевали
какой-нибудь народный танец.
Я знаю, возможно это звучит несколько цинично. И, несмотря на моё брюзжание, думаю по сравнению с тем что было
3-4 года назад, мы сделали большой шаг вперёд в понимании
аргентинского танго, и качество танца на большинстве милонг действительно становится лучше. Ну, немножко лучше.
Вероятно, не очень реально надеяться достичь уровня понимания музыки, технического мастерства и просто
беззаботного наслаждения танцем, которое демонстрируют аргентинцы – но это достойная цель. В этом году мы были на
одной милонге в США, и
Danel Bastogne, а он из американских танцоров наверное наиболее близок к статусу милонгеро, подошёл к
нашему столику поговорить и пригласить
Alejandra на танец. Звуки и запахи с лёгкостью способны перенести нас в другое место и время, и похоже
танец тоже обладает этой способностью, потому что как только они начали танцевать, я почувствовал что снова
очутился в клубе в
Buenos Aires. Я об этом не думал уже несколько месяцев, но внезапно меня охватило острое чувство тоски по
Аргентине. Достаточно было увидеть парочку
porteños с достоинством двигающихся под свою музыку. Пару людей, у которых танго в крови, которые точно
знают кто они и точно знают чем они заняты. Эх, если бы только были какие-то видео или уроки, которые могли
обучить нас этому в США.